Во второй секции Конференции «Участники рынка Автонет как опора отрасли» Богдан Полковниченко, специалист ФГУП «НАМИ» рассказал о беспилотном проекте «Шатл», который разрабатывается данным предприятием. По его словам, разработка НАМИ имеет беспилотную систему управления движением с оперативной обработкой данных навигационной, инерциальной и одометрической системами. «Шатл» оснащен электроприводом колес, его максимальная ограниченная для закрытых территорий пока составляет 25 км/ч.
Беспилотник «НАМИ» оснащен такими системами принятия решений, как планирование маршрута, следование по маршруту, экстренная остановка перед препятствием, объезд препятствий и совершения прочих маневров. «Шатл» имеет так называемое «техническое зрение» - это обработка видеоизображения (знаки, разметка, автомобили, пешеходы, другие объекты), обработка информации с радаров и лидаров.
«Проект «Шатл» планируется реализовать в три этапа. Это движение по закрытым территориям, внедрение на выделенные полосы, и третий – это внедрение на дороги общего пользования», - рассказал Богдан Полковниченко.
Помимо технических задач успешное появление беспилотников связно с разработкой нормативно-правовой базы для такого вида транспорта. Об этом на конференции рассказал Николай Гравиров – эксперт в области законотворчества.
По его словам, на сегодняшний день законодательство большинства стран, в том числе, России, запрещает эксплуатацию беспилотников на дорогах общего пользования. Но есть и исключения: например, в 2015 г. власти Калифорнии обнародовали предварительные правила для беспилотных автомобилей. В настоящее время Венская конвенция требует от водителей постоянно контролировать свои транспортные средства, что препятствует проведению испытаний беспилотных машин на дорогах общего пользования.
В России законодатели предлагают разрешить эксплуатацию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в том случае, если в кабине будет находиться водитель, который в случае необходимости сможет переключить процесс управления в ручной режим. По словам Николая Гравирова, для успешного правового регулирования деятельности беспилотников соответствующие изменения должны быть внесены в статьи ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», УК РФ (ст. 264), ГК РФ (ст. 1079), а также в КоАП и Правила дорожного движения. По мнению эксперта, поправки в законодательные акты РФ могут быть приняты Государственной Думой в ближайшие пять лет.
Другой частник конференции, Александр Варламов, главный инженер компании «Автодория», подчеркнул важность развития дорожной инфраструктуры для беспилотного транспорта. «Мы предлагаем развивать систему, когда участники дорожного движения взаимодействуют с объектами транспортной инфраструктуры и получают важную информацию. У нашей компании уже существуют развитые системы контроля за скоростью автомобилей, которые можно было бы использовать в этом направлении», - сказал в своем выступлении Александр Варламов.
С 17 по 18 апреля в городе Иннополис близ Казани Ассоциация «Автонет» провела конференцию «Формирование сообщества Автонет. Вклад новых участников в развитие отрасли и выработка единых подходов в интересах государственной политики и социально-экономического развития РФ». В мероприятии приняли участие представители ведущих российских автопроизводителей, государственных структур, научных и образовательных организаций, общественных движений и ассоциаций.