Беспилотные машины называют будущим автомобильной индустрии во всем мире. Правительство РФ также уделяет внимание спецмашиностроению — кабинет министров РФ актуализировал госпрограмму развития промышленности в стране до 2030 года, в рамках которой поставлена задача по организации производства автономных транспортных средств.
В России уже разрабатываются первые беспилотные автомобили. Так, на базе универсала Lada Vesta в Городской клинической больнице № 1 имени Н.И. Пирогова начало работать первое автономное ТС. Машина доставляет анализы пациентов между корпусами медучреждения. Несмотря на то, что автомобиль прошел сертификацию, по закону за рулем обязан находиться пилот-оператор, который следит за безопасностью движения.
Прежде чем искусственный интеллект получит равные права с человеком в управлении транспортными средствами, ему предстоит сдать экзамены на водительские права. Для этого правительство утвердило специальный план тестовой эксплуатации беспилотных автомобилей без инженера-испытателя в салоне, он рассчитан до 2024 года.
Однако, как отмечают участники рынка, разработка и принятие нормативных актов — это не единственная задача, которая стоит перед Кабмином. Согласно данным соцопросов, уровень доверия к беспилотным машинам среди россиян достаточно низкий. Только чуть более трети жителей страны согласны доверить управление транспортным средством искусственному интеллекту.
Тем не менее, статистика свидетельствует, что беспилотный транспорт значительно реже попадает в ДТП. Для повышения доверия населения в Госдуме РФ предложили создать единый центр сертификации и мониторинга, где будет храниться вся информация об автономных машинах. "В течение ближайших 10 лет доля беспилотных легковых автомобилей в России должна быть доведена до уровня не менее 2%. Учитывая, что в настоящее время в нашей стране зарегистрировано без малого 53 млн легковых машин и этот показатель к 2030 году едва ли уменьшится, получается, что вскоре в России парк беспилотных машин, находящихся в основном в частном пользовании, составит более миллиона", — прогнозируют специалисты.
Одновременно беспилотные автомобили будут не только более безопасны, но и более экономичны, что очень важно для коммерческого транспорта, где затраты на горючее являются важной составляющей затрат на перевозки. "Принято считать, что в среднем по всем перевозкам внутри России размер топливной составляющей (при расчете из себестоимости рейса) находится в пределах от 25% до 35%. Она увеличивается на коротких отправлениях (например, внутригородских) и уменьшается на дальних. Но основную роль в данном вопросе играет провозная плата за рейс, -- комментирует Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России. -- Так, возьмем для примера, что фура с изотермическим кузовом и рефрижераторной установкой расходует 30 литров на 100 километров. Если учесть, что цена дизельного топлива - 49,28 руб. (по данным Московской Топливной Ассоциации на 19.04.2021), то стоимость топлива на рейсе Москва – Новосибирск (3 600 км.) составит 53 222 руб. При цене рейса в 180 000 рублей топливная составляющая будет 29%, если стоимость рейса - 250 000 рублей, то уже 21%. Наша компания экономит расход топлива за счет аэродинамических обвесов, манеры вождения водителей, правильной расстановки груза внутри полуприцепа, принудительного ограничения максимальной скорости автопоезда".