
Непростую ситуацию на рынке автомобильных грузоперевозок мы попросили прокомментировать его участников.
Александр Юрищев, операционный директор ILC:
«Объемы грузоперевозок автомобильным транспортом в течение четвертого квартала 2024 года и в первом квартале 2025 года снизились на 38%. В первую очередь это связано с фактором сезонности. В зимний период автомобильные перевозки из Китая в РФ, как правило, связаны с дорожными проблемами из-за погодных условий – снежных заносов, сильных ветров, гололедицы. Это увеличивает транзитные сроки, которые приближаются к срокам железнодорожной перевозки. При этом транспортировка по железной дороге на 15-20% дешевле, что снижает экономическую целесообразность отправки грузов автомобильным транспортом.
Если говорить про пути решения, то количество перевозок увеличится, когда повысится спрос со стороны клиентов. Для этого необходимо снижение ключевой ставки, а также стимулирующие меры со стороны импортеров, чтобы быстрее реализовать продукцию, находящуюся на складах. Улучшить ситуацию с платежами может стабилизация курсов. Несмотря на то, что рынок адаптировался к проблемам в финансовом секторе и трудностям оплаты, высокая волатильность курсов валют приводит к задержкам в исполнении платежей платежными агентами».
Юрий Фиошкин, заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам BMJ-logistics:
«Снижение тарифов ниже себестоимости, при затягивании этой ситуации, может привести к уходу с рынка части перевозчиков или их переориентации на другие направления. Так, перевозчики из стран Балтии постепенно переходят на внутриевропейские перевозки, россияне и белорусы все больше переключаются на Китай и Турцию».
Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России:
«Сокращение объёма грузов игроки рынка заметили как в начале прошлого года, так и осенью 2024-го. С уверенностью можно сказать, что «высокого сезона» в минувшем году не было. Тенденция снижения объёмов сохраняется и в текущем году. Себестоимость перевозок в целом продолжает расти. Одной из причин становится подорожание техобслуживания транспорта в результате зарплатной борьбы за квалифицированные кадры на СТО. Как следствие, увеличивается и стоимость нормо-часа. Кроме того, время, затрачиваемое на диагностику неисправностей, и ожидание запчастей увеличивает убытки грузоперевозчиков из-за простоя техники. Однако наблюдаются и положительные изменения. Так, укрепление рубля способствует снижению стоимости импортных запчастей, особенно из Китая. Также важным фактором стало введение корпоративных скидок на топливо с начала 2025 года».