Игорь Чернышев, директор по развитию бизнеса SOTA Logistic:
«В июле 2024 года, по данным агентства «Автостат», в России было продано 11 393 новых грузовых автомобиля – на 13,3% меньше, чем в том же месяце 2023-го. В первую очередь это связано со снижением тарифов на внутренние перевозки. В сочетании с ростом ключевой ставки ЦБ до 18% (то есть перекредитование уже осуществляется под 21% годовых) это привело к нулевой рентабельности перевозок по целому ряду направлений. Кроме того, проблемы с платежами в китайские банки приводят к удорожанию новых поставок из-за транзакционных издержек. Ну и, наконец, многие владельцы автопарков в ожидании увеличения утильсбора, которое планируется с 1 октября, заранее позаботились об обновлении грузового подвижного состава. Наша компания – не исключение».
Санджар Ашуралиев, генеральный директор транспортной компании Delko;
«По итогам первого полугодия 2024 года российский рынок новых грузовиков от 16 до 44 т показал снижение на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано прежде всего с тем, что 2023 год был рекордным по количеству регистраций грузовой техники с 2000 года. Высокая база сравнения, созданная прошлогодним ажиотажным спросом, оказала значительное влияние на показатели 2024 года. Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от политики Центробанка по изменению ключевой ставки и планируемого с 1 октября 2024 года повышения утилизационного сбора. Эти обстоятельства в ближайшие два месяца могут немного замедлить падение продаж грузовиков, но далее продолжат давление на рынок. Также немаловажными факторами остаются санкции, ужесточение правил сертификации импортной техники и ограниченные возможности локального производства».
Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России:
«Основным драйвером снижения покупательной активности в сегменте грузовой техники является высокая ключевая ставка. Большая часть закупок техники осуществляется с использованием финансового лизинга, снижение рублёвой стоимости тягачей относительно 2023 года не компенсирует возросшую стоимость лизингового платежа. Ожидание повышения утилизационного сбора текущей осенью может подстегнуть рынок к покупке новой техники, но рост не будет сильно высоким».
Эрнест Плескачев, директор направления грузового автотранспорта FNGroup (официальный дистрибьютор Dongfeng Trucks в РФ):
«По нашим оценкам, рынок грузовых автомобилей в первом полугодии 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023-го не претерпел глобальных изменений. Однако с июля текущего года отмечается снижение объемов продаж. Основными причинами этого являются повышение ключевой ставки Центробанка и снижение спроса на фоне активных закупок в 2023 году. Основными факторами, которые повлияют на рынок во второй половине 2024 года, будут действия Центробанка относительно ключевой ставки, а также перспектива увеличения утилизационного сбора. Каким будет результат, сейчас сказать сложно. Все зависит от конкретных решений. В целом мы считаем, что к концу 2024 года продажи на российском рынке грузовиков снизятся на 15% по сравнению с 2023-м годом».
Денис Ермолин, региональный директор по продажам в УрФО Sinoway Group (официальный дилер Shacman в РФ):
«Объем продаж на рынке грузовых автомобилей по результатам первых шести месяцев 2024-го снизился, но это падение произошло на базе активного прошлогоднего роста. Если сравнивать нынешние показатели с рекордными отгрузками 2023 года, то можно смело сказать, что рынок просел, но в сравнении с любым годом ранее — нет. На рынок оказывает давление повышение ключевой ставки Центробанка, что неминуемо увеличивает объем лизингового платежа. Также есть ограничения в получении поставщиками ОТТС на востребованные модели грузовиков с нужными колесными формулами, колесной базой и грузоподъемностью. Их отсутствие на рынке сказывается на общей картине — рынок не растет. К тому же до сих пор не закрыт вопрос наличия запасных частей к китайской технике. Эта же проблема касается отечественных машин в связи с попаданием российских производителей грузовых автомобилей и спецтехники под санкции».
Артур Солдаткин, исполнительный директор ООО «Сторк» (официальный представитель Dayun в РФ):
«Объем продаж грузовых автомобилей на российском рынке снизился из-за высокой ставки Центробанка, что увеличило стоимость финансовых инструментов для приобретения машин и в целом стоимость владения техникой. По нашему опыту, клиенты не всегда находят возможность справиться с платежами за содержание автопарка. Кроме того, сказывается насыщение рынка китайскими грузовиками, произошедшее в 2023 году. Многие компании, в том числе крупные перевозчики, за это время полностью обновили автопарки. Посмотрим, что нам подарит конец 2024-го. Хорошо, если объем продаж новых грузовых автомобилей составит 100 тыс. транспортных срдеств в год».
Юрий Ерохин, руководитель направления по развитию дилерской сети FAW ORYX в МЗ «Тонар» (эксклюзивный дистрибьютор тягачей FAW ORYX в России и странах ЕАЭС):
«Среди основных факторов, оказывающих негативное влияние на рынок, справедливо будет выделить изменение ключевой ставки Центробанка и повышение утилизационного сбора. Кроме того, немаловажную роль играют общая экономическая ситуация, постоянное изменение курсов валют, а также сложности при расчетах с контрагентами из КНР. Позитивный прогноз по объему рынка на конец 2024 года - 120 тыс. единиц транспортных средств».
Евгения Стрельцова, коммерческий директор BWG (официальный дистрибьютор Sinotruk):
«На снижение объемов продаж повлияли высокие проценты по кредитам, что не позволяет приобретателям техники выстроить нормальную модель окупаемости: выкуп по лизингу вместо 5-7 лет сейчас составляет 8-10 лет, и не все транспортные компании могут позволить себе такую бизнес-модель. Пока неизвестно, смогут ли китайские грузовики служить 8-10 лет. Показатели продаж по итогам последних двух-трех месяцев ниже прогнозных. Кроме повышения ставки Центробанка это связано с замедлением экономики в целом, также падают тарифы на перевозки, наблюдается высокая конкуренция среди транспортных компаний из-за снижения объемов перевозок. В декабре прошлого года строился довольно позитивный прогноз на 2024 год. Однако уже сейчас мы видим, что процентов на 30 он не оправдается. Это связано с ожидаемым осенью повышением ставки утилизационного сбора, а также с ожиданием очередного повышения ключевой ставки. По нашим оценкам, на этом фоне продажи новых грузовиков могут значительно замедлиться. Однако нельзя сказать, что рынок совсем снизился. В августе и сентябре мы ожидаем средний темп продаж. Дистрибьюторы Sinotruk, опасаясь повышения утильсбора, завезли в Россию много новых машин и в сентябре планируют ввезти еще около 7 тысяч единиц техники. Соответственно, на рынке возникает большая конкуренция, цены на автомобили остаются минимальными. Многие поставщики продают в минус, чтобы быстрее вернуть деньги до очередного повышения кредитной ставки».
Фото: пресс-служба ООО МЗ «Тонар» (эксклюзивный дистрибьютор тягачей FAW ORYX в России и странах ЕАЭС)