четверг, 20 декабря 2018

На российских дорогах может появится свыше 100 беспилотников

 
 
 
В России на дорогах общего пользования страны официально разрешены испытания автономных машин. Разрешение беспилотным автомобилям передвигаться по российским дорогам общего пользования с 1 декабря текущего года даёт специальное постановление, которое было подписано главой российского правительства Дмитрием Медведевым.
На российских дорогах может появится свыше 100 беспилотников

Процедура допуска беспилотных машин на российские дороги непроста. Она состоит из нескольких этапов: для участия в эксперименте производитель роботизированного авто должен подать заявку во ФГУП НАМИ. НАМИ проведет испытание экспериментального образца и выдаст свидетельство о соответствии авто требованиям безопасности. Затем машину надо будет зарегистрировать в ГИБДД с отметкой о том, что в конструкцию внесены изменения для проведения эксперимента. С этого момента машина без водителя имеет право выезжать на улицу. Не стоит предполагать, что машины-роботы будут появляться, например, у вашего дома в полном одиночестве. Согласно новому регламенту, во всех таких транспортных средствах в обязательном порядке должен находиться опытный пилот-инструктор, способный остановить роботизированное авто в случае непредвиденных обстоятельств (в том числе, если полиция требует остановиться для проверки документов).

И, конечно, предусмотрен ответ на волнующий всех вопрос: кто будет отвечать, если «робот врежется в мою машину?». Регламент четко указывает, что за последствия аварии с участием роботизированного авто ответственность несет его собственник. Еще до подачи заявки в НАМИ владелец такой машины должен застраховать гражданскую ответственность на сумму не менее 10 млн руб., либо разместить эту сумму на депозите нотариуса, где деньги будут заблокированы и выплачены пострадавшим в случае аварии. Что же касается разрешенных зон использования беспилотных автомобилей, то пока они получили право появляться на дорогах Москвы и Татарстана, для выделения таких машин из транспортного потока придумана специальная маркировка – знак с большой буквой «А».

В России также наблюдается немало желающих застолбить место в будущем рынке беспилотного транспорта, и это тоже как традиционные автопроизводители, так и компании из сферы высоких технологий. Представители российских властей заявляют, что в ближайшие месяцы на общественных дорогах страны могут появиться порядка 100 самоуправляемых автомобилей.

Во-первых, представители крупных иностранных компаний ранее не раз заявляли о своей заинтересованности тестировать в сложных российских условиях свои автономные транспортные средства. К ним, например, относятся такие компании, как Scania, Volvo, Toyota, Audi, Bosch.

Ну и, во-вторых, в самой России насчитываются немало разработчиков систем для роботизации транспортных средств. Например, одним из самых заметных российских разработчиков беспилотных авто можно назвать компанию «Яндекс». Эта компания активно работает над созданием своего беспилотного автомобиля с 2016 года, заявляя при этом, что в создании машины используются собственные разработки компании из области машинного обучения, компьютерного зрения и навигации. В июне прошлого года «Яндекс» отчитался о первом успешно проведенном испытании своего авторобота. В тестах участвовали два прототипа, собранные на базе автомобиля Toyota Prius. На эти машины были установлены датчики, которые собирают информацию об окружающей обстановке и обрабатываются с помощью оригинального «яндексовского» программного обеспечения.

Вообще «Яндекс», как и некоторые другие российские компании, не скрывал того, что испытывал свои машин на российских дорогах еще до официального разрешения. Например, в феврале этого года «Яндекс» выложил видео, на котором беспилотный автомобиль сам едет по улицам Москвы, причем, после снегопада. А в июне 2018 г. беспилотный «Яндекс» сам проехал 790 км от Москвы до Казани. Сколько сейчас у него беспилотников «Яндекс» не раскрывает, но на днях операционный и финансовый директор компании Грег Абовский в рамках инвестиционного форума «Россия зовет!» заявил, что в течение следующего года компания увеличит парк беспилотных автомобилей минимум до 100 машин.

Интересно, что помимо России, компания намерена также испытывать и продвигать свои беспилотные технологии и за рубежом. В частности, в январе следующего года «Яндекс» представит свои беспилотные автомобили на выставке Consumer Electronics Show (CES, Международная выставка потребительской электроники) в американском Лас-Вегасе. Более того, «Яндекс» утверждает, что уже получил лицензию на испытания своих беспилотных автомобилей в американском штате Невада.

Что касается российских традиционных автопроизводителей, то все они в той или иной форме ведут разработки роботизированных опций. Пожалуй, наиболее активен в этой сфере российский производитель грузовиков КАМАЗ. На своем полигоне в Нижнекамске эта компания вот уже несколько лет испытывает беспилотные системы для грузовой техники, а в 2016 г. на Московском автосалоне ею был представлен примечательный проект под названием «Шатл».

На последнем столичном автосалоне в этом году публике был представлен усовершенствованная модификация - «Шатл 2.0», которая уже имеет серийный индекс – КАМАЗ-1221. На машине инженерами компании установлен один лидар (лазерный датчик), 4 радара ближнего и один радар дальнего действия (обнаружение объектов с помощью радиоволн), а также 12 оптических камер. Вся эта информация быстро обрабатывается оригинальным программным решением, созданным специалистами КАМАЗа и НАМИ.