пятница, 16 ноября 2018

Опубликовано постановление о тестах беспилотных авто в России

 
 
 
Первые беспилотные машины на российских дорогах появятся уже в марте 2019 года, эксперимент пройдет в Москве и Татарстане. Речь идет о «высокоавтоматизированных автомобилях», в салоне которых находится страхующий водитель, не вмешивающийся в управление.
Опубликовано постановление о тестах беспилотных авто в России

Минпромторг разместил на regulation.gov.ru проект постановления правительства РФ «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автодорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» с 1 марта 2019 года по 1 марта 2022 года на территории Москвы и Татарстана.

В документе подробно расписана процедура допуска беспилотных авто на дороги. Компания—владелец машины для начала должна иметь уставный капитал не менее 100 млн руб. Сама машина будет оснащена системами для «непрерывной видеорегистрации действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки», а также кнопкой для «активации и деактивации автоматизированной системы вождения», которую водитель сможет нажать, не отстегивая ремней безопасности. Как сообщает «Коммерсант», для участия в эксперименте подается заявка в государственный научный центр ФГУП НАМИ с перечнем беспилотных автомобилей (не более 200 в одном регионе) и списком страхующих водителей (стаж не менее трех лет, без лишения прав). НАМИ, проведя испытания, выдаст свидетельство о соответствии авто требованиям безопасности. Затем машину надо будет зарегистрировать в ГИБДД с отметкой о том, что в конструкцию внесены изменения для проведения «правового эксперимента». С этого момента машина имеет право выезжать на улицу, водителю необходим путевой лист с маршрутом следования беспилотника. Все параметры движения должны записываться и передаваться в НАМИ и МВД.

Интерес представляют нормы, описывающие возможное ДТП с участием беспилотника. Еще до подачи заявки в НАМИ владелец машины должен застраховать гражданскую ответственность на сумму не менее 10 млн руб. либо разместить эту сумму на депозите нотариуса или на эскроу-счете в банке, где деньги будут заблокированы и выплачены пострадавшим в случае аварии. Собственник понесет «полную ответственность за ДТП, происшедшие с участием принадлежащего ему транспортного средства при проведении эксперимента».

Ранее глава Росстандарта Алексей Абрамов в интервью «РИА Новости» заявил, что количество беспилотных автомобилей в России к 2025 году составит более 20 тыс. Он отметил, что автомобили будут оснящены технологиями, которые используют высокоточные измерения в области времени и частоты. Это позволит обеспечить безопасность передвижения.

Опрошенные Rosautonet.ru эксперты все же сомневаются, что беспилотные машины в массовом порядке в скором времени смогут появиться на российских дорогах. «О массовом использовании беспилотных технологий в ближайшие пять – десять лет говорить еще не приходится, -- указывает Вячеслав Тимонин, IT-советник генерального директора транспортной компании «ПЭК», -- Для активного внедрения новых беспилотных технологий нужна правовая и законодательная база, обуславливающая их применение, коммерческую составляющую и регулирующая взаимоотношения между участниками процесса. Например, до сих пор не понятно, кто будет нести ответственность в случае аварии, участником которой является  беспилотник. Беспилотные технологии сначала должны пройти достаточно длительные этапы адаптации. Городская инфраструктура – сложная система, на изменение которой под нужды автопилотируемого транспорта потребуется время».

Однако некоторые специалисты считают прогнозы развития беспилотников в России даже несколько заниженными. «Помимо широко обсуждаемых беспилотных легковых автомобилей существуют менее разрекламированные, но гораздо более проработанные индустриальные проекты, такие как внутризаводской технологический транспорт. С учетом этих проектов оценка Росстандарта может быть даже несколько занижена», -- говорит Владимир Серебряков, директор по развитию бизнеса FM Logistic. По его мнению, в связи с появлением беспилотников есть три группы риска. Во-первых, социальные: массовое внедрение беспилотников приведет к значительному сокращению рабочих мест в транспортной отрасли. Уже сейчас необходимо начинать проработку программ по профессиональной переподготовке и трудоустройству для водителей и диспетчеров. Во-вторых, инфраструктурные: одновременное использование дорожной инфраструктуры беспилотниками и  транспортными средствами с ручным управлением без разделения потоков может существенно снизить пропускную способность дорог общего пользования. Эффективное использование беспилотников может потребовать выделения части инфраструктуры, как это было сделано для общественного транспорта. В-третьих, правовой статус беспилотных транспортных средств требует определения. В настоящий момент не существует целостной правовой базы, регулирующей использование беспилотных ТС. Отсутствие комплексного подхода к разработке соответствующего законодательства в какой-то момент может стать серьезным препятствием для внедрения этой технологии. 

«Регулирование такой прорывной отрасли должно носить комплексный и стимулирующий характер, -- считает Владимир Серебряков. -- Фрагментарные законодательные акты разрешительно-запретительной направленности скорее создадут преграды, чем дадут толчок в развитии. Возможно, имеет смысл предоставить государственную страховую поддержку для проектов, прошедших технологическую экспертизу. Это позволит снять лишние барьеры на пути новых технологических решений. А первоначальные затраты будут с лихвой компенсированы экспортом прорывных технологий».