воскресенье, 1 марта 2020

С 1 марта в России разрешен тест беспилотников в 13 регионах

 
 
 
С 1 марта в России разрешено тестирование беспилотников не в 2, а в 13 регионах. Также в Госдуму внесен законопроект об эксплуатации беспилотных автомобилей.
С 1 марта в России разрешен тест беспилотников в 13 регионах

Российское правительство расширило список регионов, в которых разрешено тестирование беспилотных автомобилей, теперь их будет не два, а 13, об этом говорится в соответствующем правительственном постановлении. Кроме Москвы и Татарстана в перечень вошли Московская, Владимирская, Самарская, Нижегородская, Новгородская и Ленинградская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа, Краснодарский край, Чувашия и Санкт-Петербург. Тестировать беспилотники там будут в течение двух лет с 1 марта 2020 года.

Как известно, в Москве и Татарстане испытания проходят с декабря 2018 года. Испытания беспилотников нужны для работы над регуляторной базы, которая требует уточнений прежде всего ради развития этого вида транспорта, объяснял в 2018 году тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев. В новом постановлении вводится понятие "партия высокоавтоматизированных транспортных средств", которое предполагает "не более 150 единиц". Отмечается, что в случае проведения эксперимента с целой партией таких машин одна из них будет случайным образом выбираться для проверки на соответствие требованиям безопасности.

Также Госсовет республики Татарстан внес в Госдуму законопроект, регламентирующий использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на электронную базу данных нижней палаты парламента. Как отмечается в пояснительной записке к проекту, сегодня по дорогам Москвы и Татарстана в экспериментальном режиме курсирует всего 91 беспилотный автомобиль. В свою очередь, проект закона разработан для формирования основы нормативной правовой базы, направленной на обеспечение безопасной эксплуатации в РФ инновационных транспортных средств. "В связи с этим законопроектом предлагается поэтапное внедрение инновационных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования", - говорится в пояснительной записке.

Как отмечается, согласно классификации, разработанной международным сообществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers International, SAE International), предусматривается шесть уровней автоматизации транспортных средств от нулевого уровня, к которому относится полностью управляемое и контролируемое человеком транспортное средство, до пятого уровня, под которым понимается полностью автономный (беспилотный) автомобиль. В законопроекте речь идет о транспортных средствах четвертого и пятого уровней, и для их разграничения предлагается ввести специальный понятийный аппарат. Уточняется, что автомобиль четвертого уровня - это высокоавтоматизированное транспортное средство, позволяющее осуществлять его движение без участия водителя. "Такое транспортное средство должно оценивать свои возможности передвижения по маршруту, и в случае возникновения ситуации, с которой система не может справиться в связи с погодными и иными условиями, оно должно оповестить водителя о передаче ему управления или остановиться", - говорится в документе.

Законопроектом также предусматривается определение сферы действия и полномочий федеральных органов исполнительной власти в области эксплуатации беспилотных автомобилей, в том числе по изменению технических стандартов обустройства автомобильных дорог, а также установление требований к эксплуатации и организации движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования, требований к собственнику инновационных транспортных средств в части ответственности за их безопасную эксплуатацию. В частности, предлагается ввести специальный порядок проведения технического осмотра беспилотных автомобилей, а также особенности страхования гражданской ответственности собственников таких транспортных средств. "Важным аспектом, связанным с перспективой развития интеллектуальных транспортных систем, является способность инновационного транспортного средства эффективно и безопасно взаимодействовать с окружающей средой и инфраструктурой. Это, в свою очередь, потребует адаптации и модернизации дорожной инфраструктуры, в том числе в части состояния дорожного полотна в зависимости от сезона (зима - лето), дорожной разметки, дорожных знаков и парковочных мест для эксплуатации транспортных средств различного уровня автоматизации", - говорится в документе.

В связи с этим, считают авторы проекта, необходимо определить порядок и сроки проведения мероприятий по оснащению автомобильных дорог соответствующей дорожной инфраструктурой, а также единые требования к ней. Регламентацию этих вопросов предлагается закрепить за уполномоченными правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.