Отпускаю руль на горном серпантине близ Геленджика. Машина сама исправно заруливает сначала в один, затем в другой поворот. Правда, спустя некоторое время раздается звуковой сигнал, и в центре приборной панели появляется надпись: «Водитель, возьмите управление на себя!». Так выглядел эпизод тест-драйва обновленной модели Skoda Octavia, которая чешская марка на днях устроила для журналистов в районе Геленджика.
Skoda выводит на российский рынок третье поколение своей популярной модели Octavia, которая в мире пользуется большим спросом. В современной истории машина выпускается с 1996 г., за 20 лет было продано свыше 5 млн автомобилей, и сейчас Octavia является самой популярной моделью ведущего чешского автопроизводителя.
Обновленное третье поколение Skoda Octavia отличается новым дизайном, автомобиль увеличился в размерах, здесь появились новые двигатели, опции, система полного привода, но главное теперь машину можно приобрести с расширенным набором систем помощи водителю. Новая Octavia оснащена набором камер, а также тремя радарами (два сзади, один спереди), которые позволяют автомобилю помогать водителю в разных ситуациях.
Начать с того, что теперь у модели появился активный круиз-контроль (АСС), который работает в диапазоне скоростей от 30 км/ч до 160 км/ч (в некоторых модификациях до 210 км/ч). Данная опция реализована весьма добротно: под рычажком переключения сигнала поворотов нахожу рычажок активирования круиз-контроля, активирую движением на себя. Радар тут же определяет впереди идущую машину и четко держит дистанцию: вот передняя машина ускорилась, я отпускаю педали, Octavia сама ускоряется. Авто впереди тормозит, и тут начинается самое интересное: Octavia начинает плавное торможение в соответствии с режимом движения машины впереди. Передняя машина остановилась, полностью оттормаживается и Octavia: без моей ноги на педали тормоза она встает как вкопанная.
Раньше такого в массовых автомобиля не было, дело в том, что теперь в чешской машине появилась новая функция City Emergency Braking, которая способна замечать препятствия на дороге и в автоматическом режиме совершать полную остановку. Данная система на поверку оказалась очень удобной: если водитель зазевался, то машина сама остановится и предотвратит столкновение. Однако есть нюансы: в «пробке» такой системой пользоваться нельзя - после остановки машина сама долго стоять не может. Если водитель не нажмет педаль тормоза после автоматической остановки (о чем ему будет напоминать соответствующий звуковой и визуальный сигнал), то к неприятному удивлению машина через некоторое время вдруг сама поедет, даже если впереди стоит другой участник движения.
Такую особенность представители Skoda объясняют тем, что в новой Octavia, к сожалению, нет электронного тормоза, который способен долго удерживать авто в неподвижном состоянии. Впрочем, этот недостаток инженеры в ближайшем будущем будут стараться исправить.
Но, пожалуй, больше всего в новой Octavia впечатляет работа системы помощи движения в полосе (Lane Assist). Для ее активации в меню автомобиля нужно поставить соответствующую галочку. И вот уже в автоматическом режиме машина начинает следить за нахождением в полосе: камеры распознают разметку на дороге, и если машина начинает выезжать за пределы полосы, то на руле начинает появляться усилие: машина как бы подсказывает водителю, что нужно подрулить в нужном направлении.
Но самое захватывающее происходит, если с руля снять руки. Машина «понимает», что по какой-то причине водитель не держится за руль, и начинает не просто подруливать, а сама рулить: на горном серпантине, например, Skoda вполне сносно самостоятельно входит в крутые повороты. Правда, это удовольствие продолжаться долго не может: через короткий отрезок времени на приборной панели появляется предупреждение о том, чтобы водитель срочно взял управление на себя.
«Пока автомобиль не может полностью взять руление на себя, - объясняет представитель Skoda Алексей Генералов. - Технически это возможно, но вот юридически пока мы не может делать так, чтобы автомобиль становился управляемым. Пока нормативно-правовая база не позволяет нам так делать. Так что сейчас в новой Octavia речь идет именно о системах помощи водителю, а не о роботизированном передвижении».
Неудобство работы системы Lane Assist также заключается в том, что пока система распознания разметки на Octavia работает не всегда четко. Связано это с качеством разметки: если разметка видна хорошо на дороге, то камеры её успешно распознают, о чем сигнализирует зеленый цвет иконки функции на приборной панели. Но вот иконка функции на приборной панели переключилась в желтый цвет: это значит, что качество разметки недостаточно для того чтобы система работала нормально. И, увы, в желтом цвете индикация опции горит довольно часто, что очень неудобно: наверняка не знаешь, сможет ли автомобиль если что подрулить при выходе из полосы.
К другим примечательным системам помощи в новой Octavia можно отнести функцию помощи парковки, которая, впрочем, уже давно присутствует в моделях подобного класса. Банальностью можно назвать и систему контроля за слепыми зонами, когда лампочки тревоги загораются, если вас справа или слева обгоняет автомобиль.
А вот новая система помощи выезда с парковки достойна внимания: когда вы задом выезжаете с парковки, два задних радара следят за тем, чтобы машина не попала в опасную ситуацию. Если радары заметят приближающуюся наперерез машину (её в этой ситуации водителю заметить сложно), то они тут же подадут звуковой сигнал. А если электроника увидит, что водитель не предпринимает необходимые меры, то она заставит авто притормозить вплоть до полной остановки.
Таким образом можно констатировать, что обновленная Skoda Octavia – наглядный пример того, что довольно продвинутые системы помощи водителя уже активно проникают в массовый сегмент автомобильного рынка. Однако роботизации автомобилей мешает отсутствие законодательной базы и нежелание автопроизводителей брать на себя ответственность в случае, если какая-нибудь из систем помощи по какой-то причине вдруг выйдет из строя.