вторник, 9 августа 2022

Установлен правовой режим для робомобилей в РФ

 
 
 
Министерство экономического развития РФ разработало правила, по которым беспилотные автомобили будут передвигаться по дорогам общего пользования. Тестировать автономные машины планируют в 41 российском регионе, в том числе без человека за рулем.
Установлен правовой режим для робомобилей в РФ

Министерство экономического развития РФ разработало проект постановления, который устанавливает правовой режим для экспериментальной эксплуатации беспилотных автомобилей, сообщает газета «Известия». Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно проекту, беспилотные автомобили будут разделены на две группы: в первую входят транспортные средства (ТС), в которых постоянно находится водитель-испытатель — на водительском или переднем пассажирском месте. Ко второй отнесены машины, которые двигаются в полностью автономном режиме и удаленно контролируются оператором.

Беспилотники обеих групп должны быть оснащены автоматизированной системой управления, которая обеспечивает соблюдение ПДД и контролирует дорожную обстановку при помощи «средств технического зрения», говорится в документе. Автоматика также должна «безопасно и предсказуемо взаимодействовать с другими участниками дорожного движения» и реагировать на их потенциальные ошибки. В случае какого-либо сбоя в работе этой системы беспилотный автомобиль должен оповестить водителя или оператора о неполадке и остановиться с соблюдением требований ПДД.

Автономные транспортные средства должны быть оборудованы камерами, в постоянном режиме записывающими обстановку вокруг, а также действия водителя-испытателя (для ТС первой группы). Автомобиль первой группы должен оставаться в автоматизированном режиме до тех пор, пока водитель-испытатель не примет управление им. Машины второй группы должны предоставлять оператору возможность осуществлять дистанционный выбор маршрута, а также мест остановки ТС. Помимо знака «Автономное вождение» (белый треугольник с буквой А), на правой стороне беспилотника должен быть указан номер телефона. По нему можно связаться с компанией, осуществляющей тестовую эксплуатацию машины. Например, в случае ДТП или если сотрудник полиции захочет остановить беспилотник за нарушение ПДД.

Отдельные требования предъявляются к водителям-испытателям беспилотных автомобилей. В частности, стаж вождения у них должен быть не менее трех лет. Кроме того, откажут кандидатам, которые за последние три года были лишены прав. Водитель обязан незамедлительно принять управление, если автоматика сигнализировала о выходе за пределы территории штатной эксплуатации, сбое или для предотвращения аварийной ситуации. Для тестирования автомобилей первой группы каких-то особых требований к водителю не предъявляется. Оператору, чтобы начать эксплуатацию полностью автономных ТС второй группы, необходимо пройти несколько этапов. Сначала поработать 100 часов под надзором специалиста, который будет ехать рядом с беспилотником, а затем столько же часов самостоятельно. Если этапы тестирования проходят без происшествий, то оператор получает возможность координировать работу сразу нескольких автономных автомобилей.

Согласно документу Минэка, экспериментальный режим эксплуатации предполагает «оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа третьим лицам с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств, в том числе на возмездной основе». Однако к грузоперевозкам компания-эксплуатант вправе приступить только после двух месяцев тестирования автомобилей «порожняком». А возить пассажиров допускается только спустя полгода тестовых поездок и лишь на автомобилях категории М1 (не более восьми мест). При этом компании не требуется получать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Подготовленный Минэком документ предполагает повышенную финансовую ответственность эксплуатантов беспилотников в случае ДТП. «Субъект экспериментального правового режима обязан застраховать и поддерживать застрахованным в течение всего срока действия экспериментального правового режима риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в пользу третьих лиц на сумму не менее 10 млн рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного транспортного средства», — говорится в тексте постановления. В Министерстве экономического развития пояснили, что любая авария с участием беспилотника будет оформляться согласно ПДД. ​Если же авария произошла с участием беспилотного автомобиля второй группы, то оператор понесет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью участников происшествия только при условии, что он допустил ошибки. Например, неверно изменил маршрут или применил режим экстренного торможения, подчеркнули в ведомстве.

Кроме того, в случае ДТП эксперимент будет приостановлен до окончательного процессуального решения об отсутствии нарушений ПДД или правил эксплуатации беспилотного автомобиля, в результате которых произошла авария. Проект постановления правительства предусматривает возможность тестирования беспилотных транспортных средств в 41 регионе страны — в Москве и Санкт-Петербурге, Республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Крым, Татарстан и Чувашия. Также автономные автомобили появятся на дорогах Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Московской, Ленинградской, Амурской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской и Челябинской областей, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Конкретные дороги и зоны, где будет проходить такое тестирование, определит Министерство транспорта по согласованию с региональными властями, МВД и ФСО.