пятница, 17 марта 2017

В России нужна стратегия безопасности беспилотников

 
 
 
В России будут сформированы рабочие группы из представителей автопроизводителей, профильных министерств, ведомств и других организаций для разработки стратегии в области обеспечения безопасности беспилотного транспорта в России и формирования соответствующей законодательной базы.
В России нужна стратегия безопасности беспилотников

Это было объявлено на Круглом столе на тему «Внедрение беспилотного транспорта на дорогах РФ. Пути снижения аварийности и повышения уровня безопасности пассажиров», который был проведен Ассоциацией «Автонет». В мероприятии приняли участие представители ПАО «КАМАЗ», ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», МВД РФ, Минобрнауки, ПАО «Ростелеком», ГК «Автодор», РСА и других организаций.

«До полностью беспилотного автомобиля осталось буквально 10-17 лет. Остановить технический прогресс и внедрение беспилотного транспорта уже невозможно. У нас есть все перспективы как для формирования и развития российского рынка беспилотного транспорта, так и для занятия значительной доли на международном уровне. Сейчас возникает вопрос, как России адаптироваться к этим системам максимально быстро и комфортно для нас, обезопасить наши дороги, наших граждан и сделать все возможное для развития этого сегмента автопромышленности. Как указано в Дорожной карте, к 2035 году на российских дорогах появится полностью беспилотный автомобиль российского производства», - отметил Владимир Колмаков, исполнительный директор Ассоциации «Автонет».

Важной составляющей безопасности беспилотных транспортных средств должна стать развития инфраструктура. «Мы выступаем за то, чтобы при разработке беспилотных транспортных средств особое внимание уделялось вопросам инфраструктуры, которая обеспечит безопасность движения подобных транспортных средств, - отметил Владимир Кузин, генерал-майор полиции, заместитель начальника Главного управления по безопасности дорожного движения МВД РФ. - Просто запустить беспилотники в транспортный поток на сегодняшний день мы считаем неперспективным, нужно делать некие канализированные пути движения для них».

Заместитель директора центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Алексей Трачук добавил, что кибербезопасность – вопрос не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня. В ноябре прошлого года «Ростелеком» участвовал в отражении хакерской атаки на российские банки. «Безопасность автомобиля – это половина дела. Самое главное – безопасность инфраструктуры. Уже сегодня мы видим эту закономерность в других отраслях. И, несомненно, должны тщательно прорабатывать этот вопрос в рамках развития рынка беспилотных автомобилей», - отметил г-н Трачук.

Значимый вопрос сегодня – насколько защищено программное обеспечение современных беспилотников? «В настоящий момент программное обеспечение практически на всех автомобилях  уязвимо в значительной степени, - указал Валентин Гравиров, кандидат физико-математических наук, советник исполнительного директора Ассоциации «Автонет» по техническим вопросам. - Могут ли этим пользоваться спецслужбы? Да, конечно, поскольку та же программная платформа QNX от Blackberry, которая является самой распространенной операционной системой для автомобилей, имеет к этому определенные предпосылки. При этом под управлением данных систем работают телематика, мультимедиа, а также системы активной и пассивной безопасности. То есть, по сути, получив доступ к этой ОС можно управлять жизненно важными системами безопасности автомобиля».

Одним из важнейших аспектов внедрения безопасного беспилотного транспорта являются этические нормы. «Повышение доверия пользователей автомобилей к беспилотникам – огромный пласт, который мы запускаем в работу уже сейчас. И это задача не столько автопроизводителей, сколько Ассоциации «Автонет», которая объединяет всех участников этого рынка», - отметил Михаил Матасов, заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по взаимодействию с органами государственной власти.

«Мы сформировали позицию и хотели бы ее узаконить в правовом регулировании: ни один беспилотный автомобиль не может выйти на дороги общего пользования без предварительной проработки всех вопросов. В их числе - строительство специального полигона для тестирования российских беспилотников, создание технического регулирования, правового регулирования. И только после того, как мы поймем, что все сделано, мы будем готовы выпустить беспилотники на дороги общего пользования», - добавил г-н Колмаков.

По его словам, в ближайшее время под эгидой Ассоциации «Автонет» будут созданы рабочие группы для разработки стандартов, сертификации и законодательных основ безопасности беспилотных автомобилей в России.