Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на председателя правления фонда «Сколково» Игоря Дроздова и директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрия Пескова, в этих зонах у автономных машин будет свой правовой статус.
В настоящее время подготовкой законодательной базы, регулирующей новые технологии, которые должны появиться в процессе реализации программы «Цифровая экономика», занимается «Сколково». Отдельного направления беспилотного транспорта в ней нет, однако автономные машины в программе все же фигурируют в рамках подпрограммы «Умный город».
По словам Пескова, есть два основных сценария внедрения беспилотников на дороги общего пользования в России. Первый – выпустить автономные машины в обычный трафик, посадив за руль оператора, который в случае необходимости сможет перехватить управление. Такая модель уже практикуется на некоторых рынках. Во втором сценарии машины тестируются на специально подготовленных закрытых территориях – он применяется в России в настоящее время.
В первом случае, по мнению эксперта, беспилотный автомобиль сможет быстрее научиться реагировать на все возможные ситуации. Также при этом развитии событий можно проще решить вопрос ответственности, нести которую будет оператор беспилотника, находящийся за рулем автомобиля.
Президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники Виталий Недельский уверен, что беспилотники стоит выпускать поначалу лишь в технические зоны, где присутствие человека минимально. По его мнению, это компромисс, при котором автономная машина не сможет навредить человеку, но в то же время будет обучаться в реальных дорожных условиях. Альтернативный вариант – выпускать беспилотники на дороги общего пользования в составе автоколонн, возглавлять которые будут обычные автомобили с водителем за рулем. Такой метод уже используют некоторые автопроизводители при тестировании своих продуктов.
По данным издания, окончательное решение по развитию специальных территорий для тестирования беспилотных автомобилей будет принимать подкомиссия по цифровой экономике при правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни.