В заседании приняли участие представители Министерства экономического развития РФ, АО «Глонасс», ПАО «Ростелеком», «Лаборатории Касперского», Московского политехнического университета, ОАО «ИнфоТеКС», Microsoft Россия, Group-IB и других компаний.
«Неоднократно хакеры публично демонстрировали, как они могут перехватывать управление современными автомобилями. Актуальность проблемы кибербезопасности многократно возрастает в связи с появлением в будущем автономных, подключенных и электрических транспортных средств. Необходимо разрабатывать комплекс мер для защиты роботизированных систем автомобилей, чтобы избегать опасных инцидентов, в том числе связанных с терроризмом», - заявил в своем выступлении Владимир Колмаков, исполнительный директор Ассоциации «Автонет».
«Минэкономразвития совместно с Минпромторгом разработали стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 г. Мы видим, что основное направление развития автопрома после 2020 г. будет в области электрических, подключенных, автономных автомобилей, для которых проблемы кибербезопасности имеют особую актуальность. В связи с этим, мы считаем важным разработку единых стандартов в этой области», - отметил Рустам Абульмамбетов, начальник отдела анализа и мониторинга отраслевых документов стратегического планирования департамента развития секторов экономики Министерства экономического развития РФ.
«Беспилотные автомобили должны быть доступными. Чтобы ими мог пользоваться действительно широкий круг потребителей, «мозги» автономных машин нужно перераспределять по «умной» инфраструктуре, которая по так называемой круглосуточной сервисной модели должна в том числе обеспечивать безопасность», - подчеркнул в свою очередь Павел Красовский, эксперт Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком».
По мнению представителей «Лаборатории Касперского», российским компаниям под силу разрабатывать передовые решения для информационной защиты. По словам Сергея Кравченко, руководителя автомобильного направления в департаменте перспективных технологий «Лаборатории Касперского», в настоящее время компания ведет разработку защиты информационных систем, которая будет работать в том числе с участием новой безопасной операционной системы «Лаборатории Касперского». «Мы прорабатываем модели и сценарии различных угроз для современных автомобилей и планируем предложить решения для защиты всех коммуникаций машины», - сообщил Сергей Кравченко.
По мнению экспертов Ассоциации «Автонет», для обеспечения возможности предупреждения кибератак на беспилотный транспорт необходима мобилизация компаний IT-сектора, телекоммуникационного рынка, производителей электронных компонентов, что можно и нужно делать под эгидой Ассоциации «Автонет». «Работа перешла в практическую плоскость, и уже сейчас намечены ряд рабочих встреч по конкретизации дальнейшего взаимодействия и разработок пакетных решений для будущей отрасли», - отметил Владимир Колмаков.
Участники заседания поддержали идею создания пилотных площадок для изучения влияния и предотвращения киберугроз. В завершении участники рабочей группы наметили даты следующих заседаний и сроки создания «дорожной карты» по выработке мер защиты информационных систем автомобилей в РФ и разработке конкретных продуктов и решений в этой сфере.
В ходе заседания рабочей группы также обсуждались вопросы законодательного регулирования обеспечения кибербезопасности автомобилей в России, формирование международного сотрудничества в этой области, создание механизма мониторинга, распознавания и реагирования на киберугрозы для автономных транспортных средств, проведения научных исследований в области кибербезопасности, перспективы производства, лицензирования и сертификации в России компонентов для систем автомобильной кибербезопасности.