вторник, 4 апреля 2017

Как решить «проблему вагонетки»?

 
 
 
Будущее беспилотных автомобилей связано со сложными этическими вопросами, ответить на которые обществу будет непросто. Об этом в интервью порталу Rosautonet.ru рассказал Стивен Бробст, директор по технологиям компании Teradata на конференции Teradata Universe, которая в эти дни проходит в Ницце.
Как решить «проблему вагонетки»?

«С технологической точки зрения беспилотные автомобили развиваются весьма успешно. Но обществу предстоит найти ответ на непростые философские и этические вопросы прежде, чем такой транспорт будут широко использоваться», - отметил Стивен Бробст.

По его словам, беспилотник может попасть, например, в следующую ситуацию. Идет дождь, дорога становится скользкой, беспилотник приближается к перекрестку. Вдруг на красный свет светофора дорогу неожиданно начинает переходить молодая мама с двумя детьми. Беспилотник не успевает остановиться и избежать наезда на них. Он может отвернуть в сторону. Но на обочине стоит старушка. Возникает дилемма – сбить молодую маму с детьми или старушку? С одной стороны старушка стоит одна и ей осталось меньше жить, с другой - молодая мама виновата в том, что переходит дорогу на красный свет.

«Однозначного ответа на эту дилемму нет. Если за рулем сидит человек, он сам принимает решение, и это его ответственность. Однако создателям беспилотных авто нужно будет заранее программировать данные ситуации, и обществу будет нелегко найти ответы на данные этические вопросы», - сказал Стивен Бробст.

Так называемая «проблема вагонетки» (trolley problem) была  впервые сформулирована еще в 1967 г. английским философом Филиппой Фут, которая в основу своих работ положила вопросы ценности человеческой жизни. Её оригинальная формулировка: «Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку - и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?». До сих пор «проблема вагонетки» широко обсуждается философами, социологами и другими специалистами. С новым жаром дискуссии по этой проблеме развернулись в связи с развитием роботизированного транспорта.

По мнению Стивена Бробста, современные технологии позволяют оперативно обрабатывать все более значимые объемы данных, что позволяет автопроизводителям создавать более безопасные решения. Существенную роль в них играют способность участников дорожного движения обмениваться информацией. Например, компания Teradata участвовала в одной из последних разработок Volvo – создании шлема для велосипедистов, который может предупреждать электронные системы автомобиля о приближении человека на велосипеде и предотвращать столкновения с ним.

Teradata – крупная международная корпорация, специализирующаяся на разработке и поставке аппаратно-программных комплексов для обработки и анализа данных, которые широко используются в том числе в автомобильной индустрии. В Ницце в эти дни проходит международная конференция Teradata Universe, на которой обсуждаются последние тенденции в области развития технологий обработки так называемых Больших Данных (Big Data), в том числе, в автомобильной отрасли.