пятница, 27 декабря 2019

Итоги 2019 г.: бизнес присматривается к беспилотным техногиям

 
 
 
Начало испытаний беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в уходящем 2019 году можно считать значимым событием для процесса развития передовых технологий в транспортно-логистическом бизнесе. Это отмечают опрошенные Rosautonet.ru специалисты.
Итоги 2019 г.: бизнес присматривается к беспилотным техногиям

Россия занимает 22 место в рейтинге готовности стран к использованию беспилотного транспорта, соседствуя с Венгрией (21 место), Мексикой (23) и Индией (24). Об этом говорится в исследовании аудиторской компании KPMG. При формировании рейтинга учитывались четыре показателя: политика и законодательство, технологии и инновации, инфраструктура, уровень принятия потребителями. Согласно этим показателям, первое место занимают Нидерланды, за ними следуют Сингапур (2 место), Норвегия (3), США (4) и Швеция (5). Столь высокий результат Нидерландов обусловлен тем, что они занимают лидирующие позиции в сфере реализации государственной транспортной политики среди европейских стран. Успех Сингапура связан с поразительной способностью привлекать инвестиции ведущих мировых технологических компаний. «Нидерланды сотрудничают с европейскими странами в сегменте грузоперевозок, в планах – запуск колонн из более чем 100 беспилотных грузовиков по маршруту Амстердам – Антверпен и Роттердам – Рур. Также правительство планирует вводить аналог водительских прав для автомобилей-беспилотников», -- отмечает Ричард Трелфолл, руководитель международной группы по работе с инфраструктурными проектами KPMG International.

Занимающий второе место Сингапур построил целый город для испытаний беспилотников с необходимой инфраструктурой, а власти инициировали создание отдельного ведомства по вопросам автономного транспорта. В Норвегии введены четкие правила для поставщиков транспортных услуг и перевозчиков. В некоторых населенных пунктах разрешены испытания беспилотных общественных автобусов. Снижение налоговых ставок на 40% увеличило долю электрокаров в общем объеме продаж новых автомобилей. Многие из них оснащены системами автономного вождения.

Согласно исследованию, низкое место России в рейтинге обусловлено прежде всего тем, что в стране нет достаточной инфраструктуры для развития беспилотников и не хватает инвестиций, особенно долгосрочных. Но европейские аналитики уверены, что у нашей страны есть все возможности для успешного внедрения автономного транспорта. Между тем, интерес к развитию и поддержке беспилотного транспорта растет, и особенно он стал заметен в уходящем 2019 году: правительство разрешило проводить испытания беспилотников на дорогах общего пользования в Москве и Татарстане с декабря 2018 по март 2022 года. В Иннополисе в 2019 году запущен сервис для онлайн-заказа беспилотного такси. В декабре в Подмосковье прошел технологический конкурс для беспилотных автомобилей, претендующих на пятый, высший уровень автоматизации: в условиях русской зимы пять команд должны были за три часа преодолеть 50 км без пилота или инженера в салоне.

Внимание и поддержка властей считаются одним из главных ресурсов развития беспилотников. На ежегодной пресс-конференции 19 декабря президент Владимир Путин назвал их важным элементом национальной безопасности. «У нас машины Яндекса и КамАЗа накатали уже больше миллиона километров. Да, это пока делается на ограниченном пространстве, да, пока это не применяется активно в текущей жизни. Но это первые шаги, без которых развитие просто невозможно. Это те технологии, которые могут применяться практически во всех сферах производства и жизни. Мы считаем, что это важнейший вопрос нашего развития на перспективу, вопрос нашей национальной безопасности и выживания вообще», – отметил президент.

Представители транспортно-логистического бизнеса также высоко оценивают перспективы развития ИТ-технологий в отрасли в целом и беспилотников в частности. «Влияние ИТ-трендов на рынок транспортно-экспедиционных услуг становится все более заметным. Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий, а сама отрасль становится все более зависимой от прикладных научных разработок. Транспорт, дорожная инфраструктура, учетно-аналитические компьютерные системы, связь – все это невозможно без высокотехнологичного производства и автоматизации процессов. Качество жизни растёт: повышаются объёмы производства, увеличивается товарооборот, усложняются транспортные потоки. Без новых логистических концепций и методик эффективно контролировать эту систему не получится», -- отмечает Вячеслав Тимонин, советник по ИТ компании «ПЭК».

По мнению специалиста, уже сейчас значимые автопарки автомобилей не могут обойтись без автоматизации и внедрения передовых технологичных решений.  «Расширение географии присутствия усложняет логистику и, соответственно, ужесточает требования к ИТ-решениям, -- отмечает Вячеслав Тимонин. -- Из-за многократного увеличения объема обрабатываемой информации становится актуальным скорость доступа к ней, естественно без ущерба безопасности. Современные облачные технологии позволяют решить проблемы производительности и доступности. Логистическое предприятие сегодня невозможно представить себе без должного уровня автоматизации, причем этот процесс происходит непрерывно. Одни системы обновляются, другие выстраиваются заново. К примеру, если мы говорим об автопарке из нескольких тысяч машин, то здесь для бизнеса важными являются система управления транспортными средствами и система мониторинга. Для таких систем критичными параметрами будут как их открытость, т.е. возможность интеграции с другими решениями, так и возможность их доработки, модернизации под появляющиеся у бизнеса потребности».

«На текущий момент всё большее количество компаний инвестирует в автоматизацию своих автопарков, потому что крупные перевозчики понимают, что за этим будущее, -- соглашается Алексей Бормин, директор по операциям FM Logistic. -- Основные инструменты, которые сейчас используются на рынке коммерческих перевозок - это телематические системы, которые позволяют мониторить различные параметры коммерческого автопарка: стиль и уровень безопасности вождения, расход топлива и прочее; а также контролировать перемещения ТС, посещение им определённых точек. Все эти данные фиксируются в отчёте, что позволяет компаниям уменьшать свои административные затраты на диспетчеризацию транспорта. Важно отметить, что автоматизация управления коммерческим автопарком - это ключевое условие выживаемости компании и повышения её конкурентоспособности в текущих условиях рынка. Потому что в противном случае происходит реальный рост издержек, снижается эффективность, растут затраты на ремонт транспортных средств, идёт перерасход топлива. Компания вынуждена вместо автоматизации процесса диспетчеризации держать достаточно большой штат, который будет управлять водителями, связываться с ними на постоянной основе вместо того, чтобы доверить это специальным системам».

Идею о перспективности автоматизиации транспортно-логистической отрасли поддерживает Денис Вавилкин, руководителя отдела информационных систем логистической компании «ДАКСЕР». «Беспилотные автомобили имеют большой потенциал в логистическом бизнесе, однако прорыв такие авто могут совершить только когда станут достаточно надежными, доступными, их использование будет должным образом разрешено на законодательном уровне», -- подчеркивает Денис Вавилкин.

Наконец, в наступающем 2020 году развитие новых технологий будет открывать еще больше возможностей для бизнеса. «Один из перспективных трендов заключается в запуске сетей нового поколения 5G и внедрении технологий интернета вещей, -- убеждён Вячеслав Тимонин из «ПЭК». -- Использование этих технологий, помимо других преимуществ, позволит создать абсолютно новые логистические концепции и существенно оптимизировать существующие, в том числе с помощью технологий построения нейронных сетей и применения искусственного интеллекта (ИИ). Испытания беспилотного транспорта на дорогах общественного пользования – большой шаг в сторону автономности. В ближайшее время найдутся решения и смежных вопросов: юридические и технологические аспекты, инфраструктурные. В 20-е годы, если верить прогнозам, нас ожидает революция в области искусственного интеллекта. Отличных результатов можно будет добиться при синергетическом эффекте, когда ИИ будет идти рука об руку с работой профессионального логиста».