
Российский рынок грузовых автомобилей в 2024 году сократился почти на 14%, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Общая реализация средних и крупнотоннажных грузовых авто в РФ в ушедшем году составила 124 тыс. машин, в то время, как в 2023 г. она достигала 143,6 тыс. единиц. О причинах снижения спроса и о прогнозах на ближайшее будущее мы попросили высказаться участников рынка.
Денис Ермолин, региональный директор по продажам в УрФО Sinoway Group (официальный дилер Shacman в РФ):
«На рынок оказывает давление повышение ключевой ставки Центробанка, что неминуемо увеличивает объем лизингового платежа. Также есть ограничения в получении поставщиками ОТТС на востребованные модели грузовиков с нужными колесными формулами, колесной базой и грузоподъемностью. Их отсутствие на рынке сказывается на общей картине — рынок не растет. К тому же до сих пор не закрыт вопрос наличия запасных частей к китайской технике. Эта же проблема касается отечественных машин в связи с попаданием российских производителей грузовых автомобилей и спецтехники под санкции».
Евгения Стрельцова, коммерческий директор BWG (официальный дистрибьютор Sinotruk):
«На снижение объемов продаж повлияли высокие проценты по кредитам, что не позволяет приобретателям техники выстроить нормальную модель окупаемости: выкуп по лизингу вместо 5-7 лет сейчас составляет 8-10 лет, и не все транспортные компании могут позволить себе такую бизнес-модель. Пока неизвестно, смогут ли китайские грузовики служить 8-10 лет. Показатели продаж по итогам последних двух-трех месяцев ниже прогнозных. Кроме повышения ставки Центробанка это связано с замедлением экономики в целом, также падают тарифы на перевозки, наблюдается высокая конкуренция среди транспортных компаний из-за снижения объемов перевозок».
Эрнест Плескачев, директор направления грузового автотранспорта FNGroup (официальный дистрибьютор Dongfeng Trucks в РФ):
«Основными причинами снижения рынка грузовых автомобилей в ушедшем году стала повышение ключевой ставки Центробанка и снижение спроса на фоне активных закупок в 2023 году. При этом, например, объемы продаж Sitrak и Foton сохранились в первом полугодии 2024 года на прежнем уровне, в то время как показатели Shacman снизились, прежде всего, из-за падения продаж строительной грузовой техники (основная потребность в ней была закрыта в прошлом году)».
Артур Солдаткин, исполнительный директор ООО «Сторк» (официальный представитель Dayun в РФ):
«Объем продаж грузовых автомобилей на российском рынке снизился из-за высокой ставки Центробанка, что увеличило стоимость финансовых инструментов для приобретения машин и в целом стоимость владения техникой. По нашему опыту, клиенты не всегда находят возможность справиться с платежами за содержание автопарка».
Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России:
«Осеннее повышение утильсбора и плановое – с января 2025 года, а также ослабление российского рубля относительно китайского юаня также ведет к увеличению стоимости новых автомобилей. Всё это повлечет ухудшение финансового положения транспортных компаний и невозможность обновления автопарка. В настоящее время перевозчики вынуждены возвращать обратно в лизинговые компании крупные партии автомобилей из-за всё возрастающей стоимости обслуживания и неправильно выбранной финансовой модели».
Санджар Ашуралиев, генеральный директор транспортной компании Delko:
«Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от политики Центробанка по изменению ключевой ставки и повышений утилизационного сбора. Эти обстоятельства будут оказывать давление на рынок. Также немаловажными факторами остаются санкции, ужесточение правил сертификации импортной техники, ограниченные возможности локального производства, предстоящая налоговая реформа».