Одним из ключевых посылов форума стало заявление о том, что российская экономика доказала свою жизнеспособность даже в крайне неблагоприятных условиях западных санкций. По данным агентства, которое представило аналитический отчет о ситуации в отечественной экономике, острая фаза кризиса – позади. Однако пока что частный бизнес взял паузу и не планирует значительных инвестиций.
Эксперты из разных отраслей, выступившие в рамках форума, сошлись во мнении, что сегодня наибольшая доля инвестиций приходится на государственные компании. Так, например, по словам Евгения Козеренко, руководителя корпоративного блока Промсвязьбанка, собственный капитал частного бизнеса в настоящее время испытывает острый дефицит. А потому наибольшее движение наблюдается именно в тех отраслях, где активна господдержка.
Как отметил Дмитрий Гришанков, президент агентства RAEX, дальнейший рост российской экономики без технологического обновления невозможен. Поддержал тему технологического обновления Леонид Казинец, председатель правления корпорации «Баркли», заострив внимание на том, что, говоря о технологиях, нужно в первую очередь задуматься о совершенствовании системы управления, а не о технических новациях.
Впрочем, и технологический прорыв не останется в стороне от инвестиций. Так, Сергей Евдокимов, первый вице-президент Внешэкономбанка, рассказал участникам форума о Фабрике проектного финансирования, окончательное решение о запуске которой было принято в середине сентября. По его словам, одобрение получат проекты в таких направлениях, как инфраструктура, промышленность высоких переделов, поддержка несырьевого экспорта, инновации и проекты НТИ.
«Фабрика проектного финансирования – это, прежде всего, механизм синдецирования, элемент господдержки, элемент секьюритизации – весь этот конструктор позволит предлагать рынку широкий спектр финансовых инструментов для привлечения широкого круга инвесторов», - прокомментировал топ-менеджер банка.
Участники состоявшихся на форуме дискуссий попытались дать ответ на вопрос, как вывести отечественную экономику на приемлемые темпы роста без ссылки на действующие и возможные санкции. Вывод сделан следующий: нужно реализовывать модель «умного» импортозамещения, то есть импортонезависимости, при одновременном развороте экономики на Восток.