Южнокорейские автопроизводители Hyundai и Kia объявили об инвестициях в размере 100 млн. евро в британский стартап по производству электромобилей Arrival, который был основан бывшим главой российского оператора связи Yota, создателем Yota Phone и бывшим замминстром связи РФ Денисом Свердловым. В результате сделки корейские автогиганты получат в стартапе 3,33%, а сама компания Arrival оценена в 3 млрд евро. Международная компания Arrival была основана в 2015 году, сейчас она имеет производственные предприятия и научно-исследовательские центры в США, Германии, Сингапуре, Великобритании, а также в России. Изначально ключевым инвестором проекта был фонд Kinetik, который был создан Денисом Свердловым в Люксембурге в 2014 г.
Arrival занимается разработкой технологий для электромобилей для использования в первую очередь в коммерческой сфере. Она конструирует и выпускает электромоторы, батареи, инверторы, зарядные устройства, программное обеспечение для электрокаров. Также представители компании утверждают, что они создали уникальный новый вид материалов, из которого создается кузов машин. По словам Дениса Свердлова, совокупность этих элементов дают компании возможность создать принципиально новый электромобиль, который по стоимости будет дешевле традиционных машин с двигателями внутреннего сгорания. Выпускаемые Arrival коммерческие фургоны уже сейчас способны без подзарядки преодолевать расстояние в 450 км, что в условиях мегаполиса является неплохой характеристикой для коммерческого транспорта. При этом особенность машин Arrival заключается в оригинальной модульной архитектуре – они построены на платформе, которую в компании называют Skateboard. Она имеет единый набор компонентов (аккумулятор, электродвигатель, компоненты трансмиссии), и на её основе можно быстро и недорого конструировать множество типов транспортных средств, отвечающих разным запросам клиентов.
В 2017 г. Arrival заключила контракт на поставку своих электрических грузовиков с почтовой службой Великобритании Royal Mail, а в 2018 г. крупный американский логистический оператор UPS закупил партию машин Arrival для тестового использования в Лондоне и Париже. В следующем году Arrival планирует активно развивать производство своих машин, причем оригинальный подход её стратегии заключается в том, что компания собирается возводить не единичные большие заводы (как, например, Tesla), а будет строить небольшие производственные площадки недалеко от крупных мировых мегаполисов площадью порядка 10 тыс. кв. метров способных производить 10 тыс. автомобилей в год. В Arrival уверждают, что спрос на их электрические коммерческие авто в ближайшее время будет высоким в связи с ужесточением экологических норм для транспорта в крупных городах, прежде всего в Европе. Ключевыми потребителями электрокаров стартапа станут такие логистические гиганты, как UPS, DHL, Amazon. В Arrival не исключают в будущем поставок своих машин и для «Почты России», а также для других российских потребителей. В долгосрочной перспективе компания также планирует выпускать не только коммерческие, но и пассажирские автомобили на электрической тяге.
«Если рассматривать большегрузные автомобили, то в мировой практике есть большое количество их прототипов на электрической тяге, -- комментирует Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic. -- Из них единицы дошли до физического воплощения, но некоторые модели уже начали проходить тестирование. В Германии заработала тестовая линия на автомагистрали A5 между Франкфуртом-на-Майне и Дармштадтом, где грузовики с токоприёмником могут производить зарядку батарей во время движения. В Швеции есть двухкилометровый участок с контактным рельсом для автомобилей с опускаемым токосборником. В России в качестве альтернативного топлива для грузовой техники выбран иной вид тяги – газовый. Это, в первую очередь, связано с климатическими условиями нашей страны. Однако полный переход на автомобили, работающие на метане (без дизельной «запаски»), крайне сложен из-за малого распространения заправочных газовых станций.
Ситуация со средне- и мелкотоннажной техникой иная. В Европе мы используем электрические мелкотоннажные автомобили для внутригородской доставки. Этому активно способствует развитая инфраструктура электрозаправочных комплексов, относительно тёплая погода в зимний период и небольшие размеры городов. В России ситуация кардинально отличается: единичные заправочные комплексы для электромобилей (в основном легковых), минусовые температуры зимой, которые сильно снижают ёмкость аккумулятора, а также большие размеры городов (на примере Москвы: с севера на юг в пределах МКАД — 38 км, с запада на восток — 29,7 км, а за пределами МКАД с севера на юг — 51,7 км). Также в городской доставке прослеживаются тенденции уменьшения партии грузов и использования дронов для их доставки. Развитие данного вида летательных аппаратов, а особенно перспектива возможности доставлять грузы размером от одной до пяти тонн за минимальное время без пробок может резко увеличить вероятность в долгосрочной перспективе увидеть в воздухе грузовые дроны, нежели беспилотные электрофургоны на дорогах».
«Многие крупнейшие автомобильные концерны такие как Toyota, Volkswagen, Ford видят будущее за легковыми электрокарами. Производители грузовых автомобилей также взяли вектор на развитие технологий в данной индустрии, -- продолжает Артем Викторович, руководитель московского отдела международного экспедирования компании «ДАКСЕР». -- Например, компания Volvo Trucks уже презентовала свою новейшую разработку – автономный тягач Vera на электротяге. «ДАКСЕР» полным ходом ведет разработку новых логистических концепций по доставке сборных грузов с использованием электромобилей. Опыт, получаемый в результате сотрудничества с компанией Mercedes-Benz, позволяет определить потребность в электротранспорте в отдельных регионах Европы, а также наладить устойчивые поставки сборных грузов в городские центры на этапе «последней мили». В ряде крупнейших городов Германии, Франции, Испании уже применяются новинки: от электрогрузовиков малой тоннажности до современных электрических грузовых велосипедов. Наш европейские коллеги предлагают ряд решений, каждое из которых направлено на оптимизацию маршрутов и времени доставки конкретно для отдельного региона».