среда, 18 июля 2018

«Шеринговая» экономика наступает

 
 
 
Экономисты предсказывают, что будущее высокотехнологичного транспорта, в том числе и беспилотных автомобилей, будет тесно связано с так называемой «шеринговой» экономикой, когда у людей будет минимум собственных вещей, а пользоваться теми же авто станет выгоднее совместно с кем-нибудь еще, вызвав или заказав машину, например, с помощью смартфона.
«Шеринговая» экономика наступает

В последнее время «шеринговые» формы использования личного автотранспорта активно развиваются и в России. Например, наблюдается рост числа пользователей услуг аренды личных автомобилей. Об этом, пока новом для России, сервисе и о том, как «шеринговая» экономика в будущем будет менять привычные модели пользования личным транспортом, в интервью Rosautonet рассказывает сооснователь и генеральный директор российского онлайн-сервиса аренды и сдачи автомобилей внаем Rent A Ride Александр Ладыгин.

—  Александр, скажите, правда ли, что российские пользователи все чаще  предпочитают арендовать или сдавать в аренду личный автомобиль? Раньше казалось маловероятным, чтобы кто-то свое любимое транспортное средство дал постороннему человеку на время, пусть и за деньги.

— Развитие сервисов по аренде личных автомобилей — это общемировой тренд. Во всем мире люди понимают, что в среднем личное авто основную часть времени простаивает. К примеру, в столице автомобиль используется лишь 7% времени, или не более 3 часов в день. Столичные власти открыто заявляют, что эпоха единоличного потребления автомобиля в Москве подходит к концу, а будущее — за совместным использованием автотранспорта, назвав при этом покупку личного транспорта худшей инвестицией, а расходы на его содержание — неоправданно высокими. И это правда, ведь автомобиль среднего класса теряет сразу 20% своей стоимости, как только покидает автосалон, уровень цен на ТО, парковку всем известен, стоимость страховки и топлива растет постоянно, штрафы при всем желании тоже никто не отменял.

Таким образом, пока городские власти призывают пересаживаться на общественный транспорт, такси или пользоваться каршерингом, открытым остается вопрос расходов на содержание личных транспортных средств у тех москвичей, которые по каким-то причинам не могут полностью от них отказаться.

Решение при этом лежит на поверхности: всегда есть желающие, которые могли бы взять ваш автомобиль в аренду на несколько дней. Почему бы в этом случае не снизить издержки на содержание авто, полностью окупить их или даже получать с этого постоянный доход, который может доходить до 10 процентов от стоимости машины ежемесячно? В мире аренда автомобилей от частного лица — частному лицу (peer-to-peer) уже довольно популярна. Например, в США хорошим спросом пользуется сервис Turo, в Европе — Drivy. Согласно подсчетам экспертов, в мире число пользователей peer-to-peer каршеринга в настоящее время достигает 15 млн человек и будет продолжать расти.

— А как обстоят с этим дела в России?

— Растет востребованность подобных услуг и в России. Например, наш сервис Rent A Ride, стартовавший всего чуть больше года назад и при этом уже являющийся крупнейшим p2p-агрегатором в стране, насчитывает 40 тысяч активных (зарегистрированных) пользователей и базу из порядка 5 тыс. машин, которые их владельцы готовы в любой момент сдать в аренду. При этом прирост нашей базы составляет 50–100 автомобилей в неделю. Как я уже отметил выше, для собственников это возможность получить дополнительный заработок или компенсировать расходы на содержание личного транспорта, выставляя его для аренды в свободное время. В свою очередь, арендаторы могут выбрать автомобиль из представленного на ресурсе разнообразия марок, моделей и классов машин, исходя из своих потребностей, будь то текущие поездки по городу, выезд на торжественное мероприятие или в длительное автопутешествие.
Традиционно повышение спроса на аренду мы наблюдаем летние месяцы. В этом году на его рост повлиял и Чемпионат мира по футболу в России. В период подготовки и проведения мундиаля запросы на аренду автомобилей увеличились почти в три раза. Машины начали бронировать уже за полгода до соревнований, и в основном это были запросы из-за рубежа.

— Но как быть с рисками и опасениями, что чужой человек может «убить» или даже угнать ваш автомобиль? И как быть со штрафами, которые может «накатать» арендатор?

— Конечно, при сдаче личного авто в аренду незнакомым людям риски есть. Но они минимизируются следующими механизмами. Во-первых, арендатор предварительно оставляет залог, размер которого зависит от класса выбранного авто, в среднем это 10–20 тыс. рублей. Эти деньги гарантируют мелкий ремонт, чистку салона, если он был испачкан, а также оплату штрафов (залоговая сумма размораживается на счету арендатора через семь календарных дней после окончания аренды, в то время как штрафы обычно приходят в течение пяти дней). Во-вторых, заключается договор, согласно которому арендатор несет за машину полную ответственность, причем действие договора распространяется не только на сам период аренды, но и на все последствия, например те же штрафы. Безопасность всех сделок обеспечивают в числе прочего уникальные страховые продукты, разработанные Rent A Ride в сотрудничестве с рядом страховых компаний, партнеров сервиса: машину, к примеру, можно застраховать непосредственно под конкретную сделку, речь идет о посуточном КАСКО. Еще один важный момент: все вновь регистрирующиеся пользователи сервиса проходят проверку нашей службы безопасности, по своему уровню не уступающей соответствующим подразделениям в банках и страховых компаниях. У нас практикуется многофакторная система оценки по большому количеству закрытых и открытых источников. Например, сервис гарантирует отсутствие арендаторов с криминальным прошлым. Кроме того, у нас внедрена внутренняя система рейтингов, которая позволяет повышать уровень доверия между собственниками и арендаторами и в то же время служит хорошим индикатором надежности обеих сторон сделки.  

— Однако во многих российских городах уже есть услуги каршеринга. Почему бы не воспользоваться такой формой аренды авто, вместо того чтобы брать машину напрокат у владельца?

— Каршеринговые компании конкурируют больше с такси в краткосрочных поездках, несмотря на то, что у некоторых из них есть посуточные тарифы. Ведь такие конторы имеют существенные ограничения по области эксплуатации, времени и километражу, а по мере увеличения парка машин операторам становятся менее выгодны суточные тарифы и они их повышают, стимулируя краткосрочный спрос. В нашей базе, которая насчитывает более 5000 машин, представлены все классы и типы авто, в том числе и эконом, массово применяемый для каршеринга. Его доля составляет около 55%. Это предложения как от прокатных контор, так и от частных лиц. При этом каршеринговые компании укомплектованы в основном именно машинами эконом-класса, и даже если у них имеются автомобили выше классом, они брендированы и часто из-за этого не устраивают потенциальных пользователей (сложно использовать в представительских целях авто, раскрашенное в цвета каршеринговой компании).

Что касается ценовой политики, то здесь мы представляем собственников, которые могут устанавливать любой тариф, не имея ограничений в виде издержек на содержание большого штата сотрудников, бэк-офиса, маркетинговых затрат и т.д. Поэтому самые доступные предложения в нашей базе начинаются с 900 рублей в сутки. Если вернуться к теме ассортимента, то зачастую человек хочет арендовать автомобиль, не обязательно новый, но другого класса, и у нас это возможно. Подытожив, можно сказать, что, да, мы конкурируем с традиционным московским каршерингом, но в очень узком рыночном сегменте. Мы, скорее, дополняем его, расширяя возможности и удовлетворяя расширенные потребности людей, принявших абсолютно мотивированное решение отказаться от владения личным автомобилем в Москве.

— Каковы планы вашей компании на ближайшее будущее? Как будут развиваться сервисы аренды частных авто в России?

— До начала этого года Москва была основной площадкой для развития бизнеса, однако после проведения масштабной рекламной кампании мы получили большой запрос от регионов и сейчас активно развиваем это направление. В первую очередь мы пошли в города российского курортного побережья, где существует традиционный спрос на аренду авто и его достаточно лишь структурировать. Там нет проблем с предложением, т.к. люди ориентированы на заработок и все свои активы рассматривают как источник дохода. С началом этого туристического сезона мы уже предложили  жителям этих регионов и туристам воспользоваться нашим сервисом как основной площадкой по поиску и сдаче внаем авто от частных и юридических лиц.

К слову, наша активность привела к тому, что мы получили несколько интересных предложений о развитии нашего сервиса в странах СНГ и Евросоюза. Как только мы придем к соглашению и начнем техническую подготовку к запуску в этих странах, мы сообщим дополнительно.

Кроме того, с этого года мы начали масштабироваться и горизонтально. Совсем недавно, к примеру, мы начали предоставлять такую услугу, как «Подписка на авто», которая действует наподобие абонемента. Пользоваться нашим новым сервисом удобно и выгодно тем, кто планирует арендовать автомобиль несколько раз в течение определенного срока: за фиксированную сумму вы получаете право арендовать автомобиль на определенное количество дней в течение минимум одного месяца, максимум — полугода.  Конечная стоимость зависит от количества выбранных дней аренды в рамках тарифа, а также от типа и класса автомобиля. Всего «Подписка на авто» включает в себя три тарифных плана и на данный момент является наиболее выгодным  способом арендовать автомобиль, если пересчитывать на день аренды.

— В завершение беседы,  Александр, скажите, каким образом «шеринговая» экономика, которую вы развиваете, в будущем повлияет на модель использования личного транспорта, в том числе роботизированного?

— Безусловно, «шеринговые» формы экономики будут бурно развиваться в самых разных областях. Например, в сфере недвижимости мы видим, что люди охотно на время сдают свои дома, зарабатывая на этом. В сегменте аренды автомобилей эта тенденция также будет развиваться. Безусловно, и беспилотный автомобиль в будущем станет выгоднее использовать не одному владельцу, а в качестве сервиса. Хотя кому-то, может, будет приятно иметь собственный робомобиль, но экономически это будет неоправданно.

Если же говорить о ближайших перспективах именно для нашей страны, то с учетом всех наших реалий, а также стремительно меняющейся потребительской психологии и запросов мы прогнозируем кратный рост рынка аренды авто друг у друга уже в этом году.

Беседовал Алексей Грамматчиков

ДОСЬЕ ROSAUTONET
Инновационный онлайн-сервис Rent A Ride работает в стране с мая 2017 года. На сегодняшний день это крупнейший в России ресурс, предоставляющий возможность найти поблизости и арендовать автомобиль по схеме peer-to-peer (от частного лица — частному лицу). Для собственников это способ компенсировать расходы на содержание личного автотранспорта, выставляя его для аренды в свободное время, а для арендаторов — удовлетворить свои потребности, не имея в собственности автомобиль и экономя на услугах коммерческих фирм. Отдельным сегментом модели Rent-a-Ride является агрегация предложений от юридических лиц, которые могут существенно снизить свои издержки на поиск клиентов и повысить рентабельность бизнеса за счет снижения времени простоя транспорта. Безопасность сделок обеспечивают в числе прочего уникальные страховые продукты, разработанные в сотрудничестве с рядом страховых компаний, партнеров сервиса. Проект является отраслевым представителем философии sharing economy с возможностью масштабирования на другие рынки и является на сегодня крупнейшей онлайн-площадкой в сегменте проката авто.