среда, 26 июля 2017

Беспилотные поезда как пример автономного транспорта

 
 
 
В мире активно развивается беспилотный железнодорожный транспорт. Большое будущее таким технологиям прочат и в России, где они могут стать примером и для продвижения в обществе самоуправляемых автомобилей.
Беспилотные поезда как пример автономного транспорта

Французские инженеры заявили, что что в 2019 году начнут испытания прототипа самоуправляемого скоростного электропоезда TGV. А появиться автономные высокоскоростные электропоезда TGV могут во Франции уже в 2023 году. По крайней мере, такую цель для себя поставил национальный французский железнодорожный оператор SNCF.

Новый электропоезд TGV будет оснащен датчиками обнаружения препятствий, и при необходимости сможет тормозить в автоматическом режиме. Цель создания беспилотного электропоезда TGV — увеличение скорости передвижения, которая на данный момент составляет около 320 км/ч, а также частоты поездок. Логистический оператор считает, что автоматическая система увеличит количество поездок между Парижем и Лионом на 25%.

Примечательно, что развитие беспилотных технологий на железнодорожном транспорте имеет уже довольно давнюю историю. Испытания беспилотных поездов проводились в конце 1940-х годов, а первые образцы автопилотов для поездов пригородного сообщения появились в середине 1960-х. Сейчас беспилотные пассажирские поезда курсируют в 20-странах мира. В первую десятку самых протяженных беспилотных железнодорожных линий входят такие города, как Дубай, Ванкувер, Сингапур, а также Лилль, Пусан, Париж, Куала-Лумпур, Тулуза, Тайбэй, Токио.

Скорое распространение беспилотных поездов прочат и в России. О том, что РЖД активно ведет работы по созданию беспилотных поездов, например, недавно сообщил президент РЖД Олег Белозеров. По его словам, в частности, некоторые беспилотные технологии в настоящее время уже тестируются на станции Лужская (Ленинградская область), а также к применению беспилотников в целом готово Московское Центральное Кольцо (МЦК).

По мнению представителей логистических компаний, беспилотные технологии на транспорте дают много преимуществ. «Использование беспилотных технологий на железнодорожном транспорте увеличивает гарантии безопасности перевозок и влияет на четкость и своевременность процесса транспортировки, так как человеческий фактор отсутствует, -- говорит Олег Урван, директор проектного департамента компании Nawinia Rus. – Если говорить о грузовом железнодорожном транспорте, то это очень сложный вопрос. Для возможности перевозки грузов на таком транспорте без машинистов потребуется четкое расписание движения поездов, что очень сложно выполнить, учитывая особенности движении грузового состава. В связи с развитием новых технологий есть вероятность, что в будущем перевозка без машинистов будет возможна. Но для этого необходимо решить множество вопросов для обеспечения безопасности».

По мнению Сергея Друговского, менеджера по железнодорожным операциям FM Logistic, успех беспилотных технологий заключается в умелом совмещении возможностей компьютера и человека, когда последний должен контролировать критически важные операции.

Одновременно как в беспилотном автомобильном, так и в железнодорожном транспорте необходимы проверенные и безотказные решения. «Не так уж сложно научить двигаться автомобиль или поезд в автоматическом режиме, поддерживая оптимальную скорость и реагируя на простые раздражители: препятствия на дороге или смену сигнала светофора. Значительно сложнее научить автопилот делать это быстро и безошибочно, а ведь от его действий будут зависеть сохранность груза и чьи-то жизни. -- подчеркивает Вячеслав Тимонин, IT-советник генерального директора транспортно-экспедиционной компании «ПЭК». -- Кроме того, для полноценной работы автоматических транспортных средств необходима соответствующая инфраструктура. Это дорожная разметка и интеллектуальные центры в городах, точные и своевременно обновляемые карты, мощные бортовые вычислительные комплексы и чувствительные датчики, сеть для обмена информацией между участниками движения. «Интернет вещей» – это не только холодильники, покупающие продукты по списку в интернет-магазинах. Это и сложная система взаимодействия городского и личного транспорта с дорожной инфраструктурой: знаками, светофорами, другими машинами».

Впрочем, не стоит и слишком опасаться появления элементов искусственного интеллекта как на транспорте, так и в других областях, например, в области создания интернет-порталов. «Технологии искусственного интеллекта сегодня являются уже значимыми помощниками в сфере конструирования веб-сайтов, -- говорит Евгений Курт, управляющий партнер uKit Group. -- Например, некоторые конструкторы веб-сайтов применяют так называемый чат-бот, который собирает первичную информацию, чтобы облегчить человеку процесс заполнения шаблона сайта. Все более широкое распространение получают всевозможные генераторы логотипов или вёрстки, есть алгоритмы, которые сами оценят зацепит ли картинка и запомнится ли она посетителям сайта. А самообучающийся сервис uKit AI сам предложит варианты редизайна сайта по современным стандартам на основе контента со старой версии сайта».