пятница, 25 августа 2017

Этические законы для искусственного интеллекта  

 
 
 
Министерство транспорта Германии объявило о начале разработки законов, регулирующих использование искусственного интеллекта в области беспилотных автомобилей.
Этические законы для искусственного интеллекта  

В центре внимания законодательных органов Германии стала этическая сторона использования искусственного интеллекта. Как сообщает ряд немецких СМИ, специальный правительственный комитет в Германии, включающий экспертов в области этики, права и технологий, сделал абсолютным приоритетом для техники жизнь людей. Согласно разработанным правилам, программное обеспечение автомобилей должно работать таким образом, чтобы любой ценой сберечь жизнь и здоровье человека, будь то пассажиры или пешеходы.

По мнению законодателей Германии, в случае, когда авария неизбежна, программное обеспечение должно выбрать то действие, которое причинит наименьший вред людям даже ценой уничтожения имущества или животных. Кроме того, беспилотники не должны принимать решение, ориентируясь на возраст, пол или физическое состояния любых вовлечённых в аварийную ситуацию людей.

Этическая проблема применения искусственного интеллекта ранее была сформулирована в так называемой «проблеме вагонетки» (trolley problem) еще в 1967 г. английским философом Филиппой Фут, которая в основу своих работ положила вопросы ценности человеческой жизни. Её оригинальная формулировка: «Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку - и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?». До сих пор «проблема вагонетки» широко обсуждается философами, социологами и другими специалистами. С новым накалом дискуссии по этой проблеме развернулись в связи с развитием искусственного интеллекта в разных областях.

Помимо этических норм многих беспокоит и социальное влияние применение технологий искусственного интеллекта (ИИ). В частности, беспокойство у обывателей вызывает идея того, что роботизированные системы якобы могут в ближайшее время лишать людей работы. Однако представители хай-тек индустрии считают такие опасения излишними. «Вы уже работаете рука об руку с ИИ: программы, применяющие его, проникли в сферы  дизайна и проектирования, которые критически важны что в автопроме, что в веб-разработке, -- указывает Ирина Черепанова, менеджер ИИ-конструктора сайтов uKit AI. -- Например, компании Toyota и Materialise с помощью технологий генеративного дизайна смогли разработать суперлегкое автомобильное кресло. Прототипирование десятков и сотен вариантов устройства доверили ИИ, а инженеры ставили ему задачу и принимали результат. По сути, это новый способ делегирования: только часть задачи поручится машине, которая может предложить разные, иногда неожиданные решения быстрее человека. Однако, она не умеет думать (лишь учится) и управляется настройками, а значит, для управления по-прежнему нужен человек. Так что, когда вы слышите истории «ИИ заменит человека», стоит помнить: реально эта перспектива угрожает не требующим квалификации профессиям. Это кассира в супермаркете можно заменить программой распознавания и аппаратом для приема карт. Специалисты же незаменимы; для них ИИ станет помощником, встроенным в привычные компьютеры и программы».